Помните, как ваш ребенок, пребывая в очень
нежном возрасте, изо всех сил рвался вам
помочь, например, пропылесосить, при этом,
беспощадно переворачивая своим орудием
труда все, что только можно перевернуть?
Или как малыш, вызывая умиление у бабушки, с
энтузиазмом лепил вареники с черникой, о
чем потом сожалела вся семья, глядя на
испорченные соком ягод скатерть и шторы? А
чего стоят измазанные мазутом не только вся
одежда, но и волосы малыша после "ремонта"
с папой велосипеда?
Результат: ваши охи-вздохи и длительная
ликвидация последствий искренней помощи
ребенка, а затем воспитательный момент со
строгими "вливаниями" и запрет лезть
не в свое дело.
Внезапная перемена
Но вот малыш пошел в школу. А там
проповедуют принципы, которым он должен
неукоснительно следовать как примерный
ученик и взрослый(!) полноправный член
общества. В первых строках длинного списка
необходимых качеств, конечно же, помощь
старшим. И вдруг (по крайней мере, вам
кажется, что вдруг) обнаруживается:
маленькому ученику это, мягко говоря,
неинтересно.
Начинаются нравоучения родственников: папа
периодически вызывает ребенка на серьезный
разговор без свидетелей, мама изрекает
ставшее уже крылатым: "Так я и знала,
никто мне в этом доме не поможет!" Бабушка
причитает, дескать, дитятко еще мало, вот
окончит школу - всему научится. А дедушка
"наезжает" своим авторитетом, мол, в
его времена с младых ногтей уже ведра с
водой из колодца таскали и дрова рубили.
Виновника дискуссий, ошалевшего от столь
разноплановых мнений, в лучшем случае
спасет старший брат или сестра, утащив
погулять. А в худшем - чаду обеспечен стресс,
сулящий скорее психологические проблемы,
но не как не желаемый результат.
Сам себе помощник
Вы в недоумении: что делать? И тут всплывают
тоскливые воспоминания о том золотом, но не
использованном вами времечке (всего-то пару
лет назад), когда малыш сам рвался помогать
без всяких "не хочу, не буду". Остается
только пожурить себя за то, что отбили у
ребенка охоту помогать по дому.
Но не все потеряно, так как ваш маленький
лодырь от природы любопытен, у него есть
тяга ко всему новому и желание
почувствовать себя взрослым. Поэтому
попытки засунуть нос во взрослые дела,
следует приветствовать и направлять в
конструктивное русло. Иначе может быть так,
как у одних моих знакомых. Однажды мы были в
гостях, и хозяин торжества (первоклассник),
объявил друзьям, что скоро будут коктейли.
Но, не дождавшись мамы с подносом (которая
перед этим заявила сыну: "Собери игрушки,
а я займусь десертом"), приготовил их сам.
Мальчик считал себя вполне взрослым… В
общем, все закончилось легким
расстройством желудка у "детской"
половины собравшихся. Дело в том, что
маленькие гости с удовольствием откушали
приготовленную наспех бурду из сырой воды,
сметаны, наломанных бананов, колбасы и
свежих огурцов!
Сейчас этот случай вспоминается с улыбкой,
но ведь могло быть и хуже. Поэтому незачем
ждать, пока юный энтузиаст втайне попробует
починить водопровод (с плачевными
последствиями для вас и соседей снизу в
виде потопа) и, отхватив за это по первое
число, уж точно закрепит стойкое отвращение
к домашней работе.
Так что теперь остается только
исправляться. И в первую очередь - вам.
· Поговорите с ребенком спокойно, без
истерик, по возможности, весело. А главное -
на равных. Малыш должен осознать: раз он уже
школьник, значит, пора взять на себя
определенную ответственность.
· Не делите домашние дела на "детские"
и "взрослые". В вашем присутствии
ребенок должен приобщаться к любой работе.
· Не забывайте поблагодарить малыша,
похвалить, тогда он поймет, что помощь
ценится, и будет больше стараться.
· Выберите парочку домашних дел, о которых
можно сказать, что ребенок выполняет их
лучше, чем вы. Поверьте, это сумасшедший
стимул - больше малыш вас к ним не подпустит!
· Разрешите ребенку что-то доселе запретное,
например, протереть любимую вазу свекрови.
По крайней мере, вы будете рядом, и есть
надежда, что успеете ее поймать на лету. Ну а
если нет, все равно бабушка не посмеет
кричать на дитятко (с вами такой номер не
пройдет).
Убрал - получи жетончик
Для того чтобы справиться с маленьким
лентяем, которому мало просто поощрения,
американские психологи придумали метод под
названием "Система домашних жетонов".
Возьмите фишки от какой-нибудь игры. Отныне
они будут называться жетонами. Объясните
малышу, что раньше вы недостаточно
благодарили его и хотите исправить
ситуацию. Теперь он сможет зарабатывать
себе привилегии.
Ребенку шести-восьми лет уже можно
объяснить, что, например, белый жетон - 1 балл,
голубой - 5, красный - 10 баллов. Напишите это
на жетонах и положите их на видное место в
"банк" - какую-нибудь коробку.
Составьте перечень заданий и привилегий. За
хорошо выполненную работу по первой
просьбе премируйте малыша дополнительными
бонусами.
Помните, что в первую неделю игры можно
награждать ребенка просто за хорошее
поведение (что не входит в список заданий).
Не забирайте жетоны за плохое поведение -
если малыш заработал жетон, он имеет право
его потратить.
Начертите контрольную таблицу. Ребенок
может смотреть в нее в любое время, но
заполняете - только вы. Обновляйте список
каждый день. Придумывайте новые задания и
вознаграждения.
"Приходите завтра!"
Система американских психологов нашим
родителям может показаться слишком
коммерческой. А что если завтра у мамы в
кошельке не окажется денег на порцию
мороженого за три жетона? Перегнув палку с
материальными вознаграждениями, вскоре вы
услышите: "Вот когда будут деньги, тогда и
помою посуду. Приходите завтра!"
Взаимоотношения в семье не могут строиться
только на основе рыночных законов.
Лучше, чтобы ребенок относился к помощи по
дому так: это наше общее дело, вместе
убираем - вместе отдыхаем. А чтобы подобные
объяснения подкрепить практикой, давайте
подумаем, что мы можем предложить нашим
детям более ценное, чем мороженое, билеты в
кино, игрушки или видеокассеты? Конечно же,
наше внимание. Если малыш помог с уборкой, у
вас освободилось время. Не тратьте его на
болтовню по телефону, маникюр, телесериал
или ток-шоу. Почитайте ребенку книгу,
сыграйте с ним в настольную игру, соберите
замысловатый конструктор, отправьтесь на
прогулку. Пусть сын или дочка почувствуют
прямую связь между их помощью и тем
общением, которое они благодаря ей получают.
Правила хорошего настроя для маленького
помощника
- Чтобы ребенок не воспринимал домашнюю
работу по дому как тяжкий труд, а во время
самого процесса ему не было скучно,
придумайте забавные игры. Можно превратить
уборку в один из сказочных сюжетов (обратитесь
к "Золушке" или "Щелкунчику").
- Посоревнуйтесь, кто быстрее вытрет пыль
или польет цветы. Только не переборщите,
чтобы маленький энтузиаст не смел вместе с
пылью содержимое полочек.
- Уборка не может служить наказанием, иначе
у ребенка сформируется представление, что
это самое ужасное занятие на свете и его
надо избегать всеми способами. Но не
впадайте и в другую крайность: когда за
любую помощь вы будете хвалить ребенка без
меры и выполнять любые его желания. В этом
случае у вас вырастет домашний шантажист.
- Если у малыша что-то не получается, утешьте
его, помогите, расскажите, что вы тоже не
всему научились сразу. Помните: любой
процесс, касающийся запоминания или
обучения, всегда связан с повторением.
- Не перегружайте ребенка сверх меры, у него
должно оставаться время на книги, прогулки,
игры.
- Считайтесь с планами своего школьника.
Если в качестве ответа на вашу просьбу
убрать в комнате прозвучит: "Мама, я как
раз собирался склеить гараж для джипа", -
правильным будет сказать: "Хорошо,
сколько тебе нужно времени? Полчаса?" И
вернитесь к этой теме через тридцать минут.
- Дети любят все новое, поэтому предлагайте
ребенку разные задания. Девочкам
понравится помогать в приготовлении обеда.
Мальчишки с удовольствием займутся с папой
"мужской" работой. Тогда помощь по дому
будет событием, а не скучным занятием,
вызывающим отвращение со школьных лет и до
седин.
Важно
Никогда не причитайте в присутствии малыша
о том, как тяжела домашняя работа, как она
вам надоела. Иначе при упоминании о ней
ждите от помощника не задора, а скорбного
вида и позерских вздохов. Не забывайте:
ребенок копирует авторитетных для него
людей, коими являются именно родители.
Когда ваше чадо (совсем не устав) со стоном
вытирает со лба несуществующий пот и ноет:
"Ну совсем нет сил!" - кого вам это
напоминает?